На настоящем этапе перестройки образовательной системы возрастает интерес к непрерывному учебно-воспитательному процессу, выражающемуся в преемственности по линии «дошкольное учреждение - школа - специальное профессиональное или высшее учебное заведение». Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. В дошкольном возрасте начинает складываться личность (Л.И. Божович, Л.С. Выгодский), поэтому детский сад рассматривается как один из определяющих факторов в ее становлении (И.В. Дубровина,A.M. Прихожан).
Всем известно, что изменение социальных условий и отношений трудно переносится детьми раннего возраста. И одним из таких моментов является переход из семьи в детский сад. Изменение привычной обстановки, условий, сферы общения и ритма жизни , вызывают высокую эмоциональную напряженность и повышенное тревожное состояние . Всеобщее внимание к адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ связано с тем, «что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие» [2;с.99]. По Д. Журавлеву, механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Исследователями основных критериев адаптации, в нашей отечественной психологии были Л.И. Божович, Ф.Б. Березин, М.И. Лисина, Г.М.Андреева и др., в зарубежной- Э.Берн, У.Джеймс, А.Адлер, Г.Селье.
Как бы много работ не было рассмотрено в этой области, они все в основном затрагивают вопрос школьной адаптации детей (И.Л. Степанов, А.Н. Струкова, А.В. Сухарев и др.). А именно научно обоснованных исследований в области адаптации детей дошкольного(4-6лет) и раннего возраста (1-3года) недостаточно. Эту тему изучали и раскрывали Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров. Переход из семьи в ясли является важным этапом в жизни ребенка раннего возраста. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева).
Актуальность этой темы заключается в том, что , детский садик становится первым внесемейным институтом, воспитательным учреждением, где ребенок сталкивается с многими трудностями один на один, без родительского плеча. И на первом этапе адаптации, его нахождение в группе, среди большого количества детей, характеризуется существенными изменениями его окружающей среды, ритма жизни, деятельности, что и вызывает большую эмоциональную нагрузку на всю его нервную систему.
Адаптация ребенка к детскому саду будет зависеть от многих факторов, в том числе и от характера семейного воспитания, от уровня эмоционального состояния , волевых процессов, навыков самообслуживания и др.
В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Причем состояние оптимальности трактуется как динамическое, т.е. возможно нарушение такого состояния, при котором актуализируется стремление достичь его вновь, но уже на ином уровне: более высоком или более низком. [1], [3].
В этом подходе сам процесс адаптации рассматривается в такой последовательности: конфликт - фрустрация - акты приспособления. , исследования феномена происходят в рамках его социально-психологического аспекта; и критерием успешности адаптации выступает степень интеграции личности со средой.
Некоторые отечественные психологи (В.Г. Крысько, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.) видят адаптацию, как процесс приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям среды. По А.П. Леонтьеву, истолкование взаимодействия организма со средой в терминах приспособления все больше уступает место его объяснению в терминах «присвоения» и «овладения» миром общественных предметов [4;с.90]. Главное отличие между процессами присвоения и приспособления А.Н. Леонтьев отметил в том , что процесс биологического приспособления является изменением свойств и способностей организма и его видового поведения, а процесс присвоения - это процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся способностей и функций. . «Более того, согласно этой теории, в процессе присвоения происходит не только воспроизведение, но и развитие, наращивание человеческих сил и возможностей» [4;с.90]. Одна часть психологов (Н.М. Аксарина, Л.Г. Алямовская, Н.Д. Ватутина и др.) воспринимают адаптацию не только процессом, но и результатом приспособления строения и функций организмов к внешним условиям среды. И поэтому можно утверждать, что «адаптация» и «приспособление» выступают синонимами.
Список литературы.
Нейропсихолог - Тлявгулова Э.А