Главная/Статьи и советы/ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [1]. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности [3]. Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.

  Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития (ЗПР) широко освещены в психолого-педагогической литературе (В.И. Лубовский, Т.П. Артемьева, С.Г. Шевченко, М.С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.

Задержка психического развития – это замедление нормального темпа психического развития, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, снижении объема внимания и памяти, незрелости мышления, недостаточности автоматизации движений и действий, низкой целенаправленности и слабости саморегуляции,  быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности, задержке развития эмоциональной сферы [1].

При ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения, имеют ограниченный словарный запас, слабо владеют грамматическими обобщениями. Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом [6]. Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи:

  1. уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля;
  2. уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности;
  3. речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности [6].

У всех детей с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) и служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста. У этой категории ребят недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространственных отношений тесно связано со становлением конструктивного мышления. Так, при складывании сложных геометрических узоров дети с задержкой психического развития часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. Надо заметить, что относительно простые узоры дети с задержкой психического развития, в отличие от умственно отсталых, выполняют правильно [4].

Так же всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания. А внимание является необходимой и важной составляющей в школе и во всем учебном процесс.  По данным психолога Г.И. Жаренковой, снижение устойчивости внимания у таких детей может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение, наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы, периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.

Трудности с вниманием могут быть связаны по причине быстрой истощаемости ребенка и его низкой нейродинамики. В связи с чем интеллектуальная и умственная нагрузка таким детям должна даваться в первой половине дня, когда все физиологические процессы включены и в ресурсе.

Память у таких детей тоже снижена. Особенно страдают те ее виды, которые требуют участия мыслительных процессов (опосредованное запоминание). Снижены и наиболее элементарные виды памяти.  Механическая память этих детей характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания. Но время, необходимое для полного заучивания близко к норме. Ребята, хотя и испытывают затруднения на начальном этапе запоминания слов, в большинстве случаев успешно справляются с заданием (умственно отсталые дети с ним не справляются). Непроизвольное запоминание у младших школьников с задержкой психического развития менее продуктивно, чем у нормально развивающихся 5–6-летних дошкольников. Отмечается снижение продуктивности и устойчивости произвольного запоминания, особенно в условиях значительной нагрузки. Дети с задержкой психического развития обнаруживают наибольшие нарушения при владении опосредованным запоминанием [5].

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У них замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у них так же недостаточно сформированы пространственно-временные представления. Снижена  скорость выполнения персептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в  целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявлять выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают в практическим способам ориентировки  в свойствах предметов. Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что наложит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении [1].

Недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает педагог, демонстрируя наглядные пособия, картины. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми.

Так же следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с задержкой психического развития. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность. Выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, что обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков [2].

Делая выводы и обобщая вышесказанное, нужно понимать, что дети с задержкой психического развития на сегодня требуют очень большого внимания и эти дети входят в группу риска, если не дать им своевременную помощь и коррекцию. Таких детей с каждым разом больше и больше и своевременное обращение родителей к специалисту ( к психологу, дефектологу, нейропсихологу) может помочь подготовить ребенка и подтянуть его все познавательные сферы для хорошей успеваемости в школе.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 344 с.
  2. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 176 с.
  3. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1980. - 73 с.
  4. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. - Санкт-Петербург : КАРО, 2006. - 304 с.
  5. Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР в специальной школе / Г.И. Жаренкова // Дефектология. - 1981. - № 2. – С. 14-26.
  6. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями обучения в массовых школах / С.Г. Шевченко // Дефектология. - 1995. - № 1. - С.12–16.

Нейропсихолог - Тлявгулова Э.А

 

414933_3799
Центр психологии и развития "BALANCE"
Контакты
Мы готовы Вас проконсультировать, звоните Пн-Сб с 10:00 до 21:00

г. Уфа, ост. Универмаг Уфа, ул. Бр.Кадомцевых, 12/3, 2этаж,  оф №7
Оставьте заявку
Мы свяжемся с Вами и проконсультируем по интересующим Вас вопросам
ysl_8
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена