Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста.
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Опираясь на опыт многих авторов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, приёмы и средства арт – терапии, наиболее полно и эффективно активизируют ресурсные возможности ребёнка.
Арт-терапия позволяет развивать ценные социальные навыки, навыки принятия решений, повышает самооценку и ведет к усилению личной идентичности.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самоуважения.
«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт–терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения.
Ребёнок в арт–терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Важным в этой работе является контакт, как основа продуктивного взаимодействия.
В настоящее время все стремятся проявлять свою индивидуальность как во внешнем виде, так и в принятии каких-либо решений. Многие стараются проявить творческий подход даже к решению повседневных жизненных задач.
Среди нас встречаются действительно одаренные и талантливые люди, хотя некоторые ученые утверждают, что творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, главное – суметь раскрыть эти способности и развить их.
В наши дни творческая одаренность является основой экономического процветания. Поэтому меня и заинтересовало изучение творческого подхода в решении жизненных проблем и задач.
Долгое время проблема творчества не имела четкого предмета исследования, ни методики исследования. В данное время одаренность становится доступной для изучения. Появляются методики, позволяющие изучать творческие способности человека, и уже существуют теории, объясняющие развитие творческих способностей, или креативности, и описывающие методы их исследования.
Вопросом креативности занимались многие авторы, такие как Выготский Л.С., Дружинин В.Н., Айзенк Х.Ю., Гилфорд Дж. и др.
Существует несколько понятий креативности, но все они связаны с одаренностью и творческими способностями. В различных словарях дается различная трактовка этого понятия. Например, в большом толковом психологическом словаре под редакцией Артура Ребера дается такое определение: креативность – это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Э. Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребёнка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Понятие креативности определяется в различных источниках по-разному, но их всех определений можно сделать вывод, что креативность - это творческая одаренность, которая способствует порождению необычных идей и помогает быстро решать проблемные ситуации.
Анализируя источники научной литературы можно сделать вывод, что дети становятся более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов, когда для них создают условия для развития. Снижается страх перед неудачей, возможным критическим замечанием. Возрастает уверенность в себе, в своих возможностях. Формируется привычка к свободному самовыражению. Можно смело сказать, что развивая воображение, творческий потенциал ребёнка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей и должны чутко улавливать особенности каждого малыша, строить все воздействия с их учётом.
Психолог Атнагулова З.Р.